Глава МИД РФ Сергей Лавров проведет в Минске переговоры с белорусским коллегой Владимиром Макеем. Источники "Ъ" в белорусских дипломатических кругах не исключают, что на встрече будет обсуждаться в том числе вопрос ужесточения контроля с российской стороны на границе двух стран. В последние месяцы жертвами неурегулированности статуса российско-белорусской границы стали десятки граждан третьих стран, которые были остановлены на российских пунктах пропуска. "Ъ" попытался разобраться, почему и насколько далеко у России и Белоруссии разошлись взгляды на внутреннюю границу Союзного государства.
По словам представителя МИД РФ Марии Захаровой, основной акцент на переговорах будет сделан "на реализации положений совместного заявления президентов России и Белоруссии от 15 декабря 2015 года". На той встрече Владимир Путин и Александр Лукашенко говорили о развитии торгово-экономических связей и интеграционных отношений, а также об "обеспечении безопасности и стабильности на внешних рубежах Союзного государства". Сегодня, судя по всему, у Москвы беспокойство вызывают не только внешние рубежи, но и внутренняя граница — именно так, согласно терминологии Союзного государства, называется участок госграницы между РФ и Белоруссией.
Уже в Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 1995 года говорилось об "открытости" российско-белорусской границы. Тогда же Москва и Минск договорились осуществлять пограничный контроль на внешних границах "с третьими государствами". Для граждан России и Белоруссии предполагалось обеспечить безвизовый въезд, выезд и пребывание на территориях друг друга, а для граждан третьих стран — согласовать "режим въезда, выезда и пребывания на территориях договаривающихся сторон".
Если первая часть договоренности — в отношении россиян и белорусов — со временем дополнилась необходимым для ее выполнения законодательством, то вторая — в отношении иностранцев — так и осталась не до конца урегулированной. В итоге иностранцев (не россиян и не белорусов) вначале пускали через российско-белорусскую границу, а затем перестали.
Турпоток пускают в объезд
Еще в 2013 году президент РФ Владимир Путин подписал закон "О ратификации протокола о внесении дополнения в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года". В нем, в частности, уточнялось: миграционная карта должна выдаваться проживающим в Белоруссии и въезжающим оттуда в Россию иностранцам "компетентными органами Белоруссии до въезда в РФ". Однако введение миграционных карт не решило проблему: граждан третьих стран, пересекших белорусско-российскую границу, по-прежнему задерживают на территории РФ.
Тематические интернет-форумы запестрели сообщениями с жалобами еще в 2014 году. Первыми на задержания стали жаловаться граждане Украины. "В отпуск я езжу с женой, но если мы собираемся из Киева в Санкт-Петербург к родственникам, то я как гражданин России теперь могу проехать границу с Белоруссией туда и обратно, даже на автомобиле с украинскими номерами. А моя жена, гражданка Украины,— не может,— рассказал "Ъ" россиянин Алексей Гневушев, живущий с семьей в Киеве.— До 2014 года мы ездили без проблем и без проверок, но теперь на КПП на границе дежурят российские пограничники, проверяют машины с украинскими номерами и паспорта".
По словам собеседника "Ъ", за эти несколько лет он не раз обращался за разъяснениями в ФСБ. "Получив ответ, что моя жена не может пересекать границу с Белоруссией как гражданка Украины, я решил ездить в объезд — не по трассе Санкт-Петербург--Одесса, а через Смоленскую область. Туда-обратно получается лишних 360 км",— говорит Алексей.
В ответе ФСБ на имя господина Гневушева (имеется в распоряжении "Ъ") подтверждается: право свободного пересечения российско-белорусской границы предоставлено "только гражданам Союзного государства". Остальным за пересечение границы, в том числе "при следовании рейсами воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта", грозит юридическая ответственность.
Осенью этого года ситуация на границе стала привлекать активное внимание прессы. В сентябре через пункт пропуска "Красная горка" на трассе М1/Е30 Минск--Смоленск--Москва в Россию не пустили автобус с 30 пожилыми туристами из Австрии, ехавшими организованным туром со всеми оформленными документами. А в октябре адвокат Илья Новиков рассказал "Ъ", что въехать в РФ из Белоруссии на автомобиле не смогла депутат Верховной рады Украины Надежда Савченко.
"Тридцать лет эта трасса была основной для наземных туристических перевозок. Но в сентябре 2016 года к нам обратился первый туроператор, сообщив, что его группу не пускают: он еще надеялся, что мы сможем ему помочь,— говорит "Ъ" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.— У нас ничего не получилось, и целый автобус австрийских бабушек и дедушек отправился в объезд. У них получился крюк 900 км, полетели вся программа и размещение, теперь разворачивают и другие группы".
"Туристический бизнес поставлен перед фактом,— сетует госпожа Тюрина.— Интересно, с чем это борьба?! С въездным туристическим потоком, который везет реальные деньги в страну? Скажите нам, что делать дальше туристическим компаниям, которые планируют и продают свои программы за год? Официально никакой информации у нас нет".
Не совсем внутренняя граница
Первой с публичным комментарием по этому поводу выступила представитель МИД РФ Мария Захарова. 10 ноября она подтвердила, что "на протяжении многих лет иностранные граждане свободно пересекали российско-белорусскую границу, не проходя паспортный контроль", однако "сейчас ситуация в мире кардинально изменилась".
Напомнив о террористической угрозе и миграционных рисках, дипломат пояснила: согласно двусторонним соглашениям, а также российскому законодательству, иностранцы могут въезжать на территорию РФ "только через пункты пропуска, предназначенные для международного сообщения", а на российско-белорусской границе таких нет.
Действительно, на границе РФ, например, с Финляндией (протяженность 1272 км) — 31 пункт пропуска, с КНДР (17 км) — один пункт пропуска, а на 1239-километровой границе с Белоруссией — ни одного. "Пограничный контроль лиц и транспортных средств на этом участке государственной границы не осуществляется. Таким образом, оснований для пересечения российско-белорусской границы гражданами третьих стран не имеется",— резюмировала госпожа Захарова. Конкретизировать, возможно ли открытие новых КПП и продвигается ли подготовка соглашения о едином визовом пространстве, в МИД РФ "Ъ" не стали.
Пограничный контроль не осуществляется и при въезде из Белоруссии в Россию поездом или самолетом: даже рейсы Минск--Москва официально считаются внутренними. Однако на этих маршрутах российские службы не осуществляют пограничный и таможенный контроль.
При попытке приобрести три билета Москва--Минск--Москва для граждан РФ, Украины и Италии в автобусной компании Ecolines корреспонденту "Ъ" посоветовали купить билеты на автобус из Москвы в Минск, а обратно рекомендовали добираться в объезд через международный пункт пропуска или на самолете. В белорусской компании "Белавиа" на вопрос "Ъ" о законности покупки билета для иностранцев и пересечения границы ответить затруднились. В справочной службе РЖД сообщили, что сотрудники компании осуществляют только контроль документов при посадке, так что "покупайте билеты и отправляйтесь", а отвечая на вопрос относительно погранконтроля, порекомендовали обратиться в соответствующие службы. В ФСБ РФ не смогли оперативно прокомментировать "Ъ", на каких основаниях граждане третьих стран могут легально пересечь российско-белорусскую границу.
В свою очередь, власти Белоруссии заявляют, что с их точки зрения граница по-прежнему открыта, а необходимый и достаточный контроль иностранцы проходят на внешних рубежах Союзного государства, поэтому въезд из России в Белоруссию не ограничен. "Пунктов пропуска у нас действительно нет: это внутренняя граница, и нами контроль безопасности не осуществляется",— пояснил "Ъ" пресс-секретарь белорусского Госпогранкомитета Александр Тищенко, заверив, что со стороны их службы "ни вопросов, ни проблем не было". По словам господина Тищенко, российская сторона никак не согласовывает свои действия с белорусскими коллегами.
Источники "Ъ" в белорусских дипломатических кругах не исключают, что вопрос границы будет обсуждатьсяи на встрече министров иностранных дел. "Мы никоим образом не связываем это с какими-то проблемами, которые иногда возникают в белорусско-российских отношениях,— говорит собеседник "Ъ".— Мы слышим аргументацию российской стороны, но хотелось бы больше ясности и понимания, почему в данном случае несут ущерб и белорусы, и россияне, которые занимаются туризмом и придорожным сервисом".
А пока иностранцы, въезжающие из Белоруссии в Россию, нарушают ст. 322 УК РФ "Незаконное пересечение государственной границы". Которая, по данным Федерального агентства по обустройству государственной границы России, "какими-либо договорами не определена и на местности не обозначена".
Коммерсантъ-Online